SERGE SUNNE
SERGE SUNNE «Сестра милосердия приюта душевнобольных.
Декабрь. Толедо 1892»
 

РEФЛЕКСИЯ


Безумные глаза Сестры - можно ли оставаться в полном рассудке работая в этом приюте? Запахнуты уши (никаких папильеток!), чтобы сохранить остатки ума.
Плотный платок - это защита и сосуд удержания последнего разума здесь. Последний приют разума.
Халат медсестры: он белый, белые халаты ввели в больницах, когда поняли, что гигиена уменьшает смертность в разы в хирургических отделениях, кровь и грязь видна на белом халате, - видно, когда его нужно мыть. На картине он кажется чистым, здесь нет крови, здесь могут быть только невидимые следы безумия. Поэтому он тоже плотный, из многих слоев ткани - специфика, чтобы крик душевнобольного, вирус безумия не забрался в тело, чтобы он запутался в складках этого халата.
Он - ее армор - рыцарский доспех и щит. Сестра милосердия - рыцарь души, уже только потому, что работает здесь, она последний оплот страждущего.
Но она и ключница его. Тяжелые, чугунные ключи в ее левом кармане… Мы не видим двери, которую осторожно открыла Сестра, - она вне картины, но она явственно присутствует здесь, так все взоры с надеждой т страхом были обращены к ней. Эта "невидимая" дверь наверное явственней, реальнее, чем все, что у нас в поле зрения. Она единственный мост между миром здесь и миром там, за пределами этой камеры…
Но для кого эта дверь? Кто верит в ее существование? … Сестра – и это единственный путь для нее наружу, единственный шанс не остаться здесь в оцепенении безумного страха. Воздух сперт… окно, свет – единственная надежда узника, подняться, взлететь – но только крик и распростертые вверх руки застыли отпечатком на истерзанной поверхности…

Хрупкая фигура Сестры прижалась к Стене в позе испуга, аскетичная ладонь еле удерживает ее. Стена, по видимому, была опорой не ей одной.
Прежде она была единственным другом и собеседником узнику разума, загубленной душе, прежде обитавшим в этой камере.
Он просил руку помощи у Здравых, - рука как символ мольбы о помощи еле пробивается под смывом на Стене. Тщетно...
Потом он доверил свое Я, крича к Богу и моля не покидать его, уберечь его душу-сердце.
Камера пуста, но мы ощущаем его присутствие, личность его раскрыта, слепок ее на стене. Это протест против своего безумия, реального или по-мнимого кем-либо. Это утверждение своей ценности независимо от мнения Здравомыслящих о нем. Ценность - в Душе, которую так хочет он сохранить, уберечь, удержать в руках простертых к небу. Как Сестра пытается сохранить свой Разум плотно прикрыв уши и голову платком, так этот узник "безрассудства" пытается сохранить Душу.
Но чем так удивлена Сестра, - она еле стоит? И вдруг мы, в здравом уме и памяти, понимаем: в широкоразверстых глазах ее - не страх, не безумие, - это крайняя форма удивления! Она буквально про-зрела. Она вошла в его последний предел, приют - и не обнаружила своего "узника души".
Все что от него осталось это голограмма на стене.
... Он вознесся, Бог оказался милосердным и сохранил его бесценную Душу. Бог взял ее к себе туда высоко вверх, где она воссоединилась со своим Криком.

/М.К./




SERGE SUNNE - ПО ТУ СТОРОНУ

В конце мая в Киев приезжает латвийский живописец и график Серж Сунне c выставкой, посвященной страху. Для нас это прекрасный шанс не только приобщиться к творчеству невероятно самобытного современного художника, но и попытаться вытащить на свет собственных монстров, которые живут в нашем подсознании, а мы порой даже об этом не подозреваем.
По словам Сержа Сунне, «право каждого абстрагироваться от мрачной реальности и спрятать голову в песок, но, учтите, внимательное око Великого Ноктюрна не дремлет, оно все видит и не простит тому, кто оказался слишком заземленным, кто плыл по поверхности и не использовал шанс заглянуть в глубину из боязни увидеть там неописуемых монстров, монстров собственного страха.
А они всегда плывут под вами и забавляются мыслью о той легкости, с которой они могут утянуть вас в бездну, как касатка пингвина, ибо знают, что вы их не видите. А мы (Серж имеет в виду и других авторов, обращающихся в своем творчестве к таким темам – прим. ред.) с ними знакомы, и они нас боятся и уважают за ту легкость, с которой мы вытаскиваем их на берег осознания, где они беспомощны. Это путь великого делания –бесоборчества–изгнания мрака из души».
Хотя кисти Франсиско Гойя принадлежит немало безупречно выполненных парадных портретов членов королевской семьи и придворных, все же в историю искусства он вошел как мастер воплощения темных снов и фантазий. Именно его мрачные, тревожные картины, изображающие мир ужаса и страха, особенно западают в память и будоражат сознание зрителя.
Так вот, Сунне так же, как в свое время великий Гойя, а еще – Джеймс Энсор, Эдвард Мунк, Альфред Кубин, Фрэнсис Бэкон, Здзислав Бексиньский, Фрида Кало, Иоганн Генрих Фюсли, Павел Филонов, Ганс Рудольф Гигер и многие другие мастера, раз и навсегда отказался от слащавой лжи – и обратился к «глубоким, абиссальным сторонам жизни, которые существуют в каждом человеке», просто не каждый способен это осознать.
Художник решительно срывает с нашего мира маску благопристойности и обличает ложь, неискренность, лицемерие, ханжество, человеческую фальшь и полное равнодушие друг к другу. К тому же он умело проникает в потусторонние миры и вытаскивает оттуда прямо на холст или бумагу всякую нечисть, о которой стоит знать, чтобы она не смогла застать нас врасплох. Словом, Сержу Сунне хватает смелости обличить зло, что уже означает обезвредить его.
Работы такого плана – не для тех, кто стремиться к личному комфорту и удовольствиям. В первую очередь они рассчитаны на людей, готовых сострадать, «взять часть груза на свои плечи и тем самым облегчить ношу человечества». Кроме прочего, они подталкивают ко всякого рода размышлениям и учат ничего не бояться: только войдя в свой страх, ты сможешь избавиться от него.
Вешать на стену картину с сюжетом, от которого волосы дыбом, или нет – выбор обладателя произведения. Так же как рисовать правдивые ужасы или угождать покупателю и выдавать на-гора пустые, но коммерчески успешные картины, – выбор художника.

/ЮЛИЯ ГУШУЛ, ЖУРНАЛИСТ И ХУДОЖНИК/

г.Киев, Большая Житомирская 27
Tel: +380442724237
Web: NewGallery.com.ua
E-mail: NewGallery@mail.ru
Статья подготовлена при поддержке арт-центра NewGallery


 





SERGE SUNNE - АЛХИМИК СЮРРЕАЛИЗМА

Творческая лаборатория Серж Сунне в комнатке самой обычной "хрущевки" в Пурвциемсе. Но открываешь в нее дверь и словно ступаешь за порог какого–то параллельного мира: в нашем, обычном, ТАКОГО не увидеть! Из колонок звучит музыка таинственного стиля эмбиент, которую Серж сам же и сочиняет, со стен на тебя смотрят монстры — лики мировых войн, а рядом дышат святостью светлые индийские божества. Воздух пахнет краской и вибрирует от каких–то неземных энергий.

Автор: Игорь Мейден

Пространство родной Латвии для Сержа Сунне чересчур мало, да и знают о нем здесь меньше, чем в других странах. Недавно на Украине прошла большая выставка картин Сержа, его работами оформляют сборники стихов в Италии, книги для детей и взрослых в России, а медали, эскизы к которым делает Сунне, дарят участникам самых разных спортивных чемпионатов — от Риги до Куршевеля.

ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ЕЩЁ... НЕ ЗАКОНЧЕНА

— Эскизы к медалям — это так, средство заработка, хотя они все стопроцентно оригинальные, авторские, и их за последние лет семь сделал более пяти сотен, а вот живопись уже для души, — рассказывает мастер и показывает свои картины, которые запросто могли бы висеть в галереях рядом с полотнами Гигера, Мунка и, конечно, Гойя — самого любимого у Сержа. — Конечно, работы упомянутых тобой авторов не каждый решится повесить у себя дома — источают особую энергию и мысли навевают не самые радостные, зато… Непростые картины! Ну и я простые писать и не хочу, ибо времени мало.

Одна из таких, совсем непростых, — "Оглашение списка ангажированных" из серии "Говорящие портреты": не совсем человеческое лицо, на котором только кричащий рот. В чем идея работы? Человек не хочет смотреть на этот мир, видеть то, что творится вокруг, а открытый рот — крик души. Все человек увидел, узнал, но ничего ему не понравилось — вокруг войны, насилие, ложь. Единственное, что осталось прекрасного в этом мире, — искусство и нетронутая природа… Чем больше изучал историю разных народов и цивилизаций, тем сильнее убеждался: человек, кроме предметов искусства, ничего хорошего не создал — только уничтожал все, — говорит Серж.

Значит, будет третья мировая война? Начало ее уже положено в картине Сержа, вот только заканчивать эту работу он побаивается. "Любая война начинается внутри одного человека, потом другого, третьего, и наконец мы видим то, что видим. Я боюсь внутренне вовлечься в эту войну пусть даже на каком–то своем уровне", — признается Сунне. Хотя две первые работы из серии "Сестры–мировые" давно Сержем написаны и сейчас выставлены в одной киевской галерее, а также гуляют по просторам Интернета.

НА ЛИЦО УЖАСНАЯ - ДОБРАЯ ВНУТРИ

Защиту от этого мира скверны Серж ищет у богини Кали — хоть и довольно мрачной, но самой родной для художника. "Я–то ее не считаю мрачной или темной! Ведь все жуткие образы Кали — игры человеческого ума. А на самом деле никто и не знает, как она выглядит, поскольку может принимать любые формы, ведь она вселенская энергия мироздания. То, что ее изображают страшной, для отпугивания непосвященных. Она словно страж порога, а за ним тайна Вселенной, которую невозможно понять человеческим умом", — рассуждает Серж.

Сунне называет себя индуистом, но при этом не признает никаких гуру. Пока Серж не отдал себя в руки Кали, он пытался идти светлым индуистским путем Саттвы, медитировал, всерьез занимался йогой, вегетарианствовал, упорно отворачивался от всех пороков и страстей. Но потом отказался и от этого, а иначе погубил бы в себе художника, всегда переполненного страстями. "В искусстве необходимы порыв, эмоции, ну и, конечно, присутствуют эго и амбиции — иначе пропадает стимул творить. Решил: лучше буду хорошим художником, чем плохим йогом", — вспоминает Сунне.

Лет в двадцать пять Серж в поисках своего Бога долго изучал самые разные религии и учения, путешествовал по таинственным мирам: то ли мысленно он это делал, то ли реально, уж и не понять, поскольку здесь грань не провести. И шаманизм постигал. Итог — работа "Наша Мать с железным клювом". В ней превращение шамана, переход к новому типу существования. "У меня у самого был опыт такого перехода, — не скрывает собеседник. — Как–то раз сильно заболел, была высокая температура. И такое ощущение возникло, будто меня духи разбирают буквально на атомы, как птицы рвут клювами мясо. Так страшно! Не физически, а душевно было больно — до слез. А потом эти же самые духи меня начали собирать по атомам, по кусочкам. Тяжелая болезнь — это своего рода перенастройка организма…"

КАТАФАЛК ЛЕТИТ ИЗ СССР

Один из способов хоть ненадолго заглянуть в мир по ту сторону реальности — погрузиться в музыку стиля эмбиент. Серж его обожает! И сочиняет. Сам играет на варгане, обрабатывает звуки флейты и тибетских поющих чаш, а потом пропускает это через специальную музыкальную компьютерную программу (Серж ее купил, когда решил попробовать себя "в звуке") и уже готовый результат выкладывает в Интернет. В виртуале у Сунне уже 5 альбомов, которые копируются на ведущие музыкальные мировые сайты. В Сети Serge Sunne звезда, его там как композитора знают сотни тысяч любителей эмбиента, а в Латвии, в реале, — единицы.

Скорее всего, именно такая музыка и в шуме ветра посреди Атлантики, когда волны ночью в лунном свете и кругом густой туман. И тут из него медленно выплывает гигантский лайнер, перевозящий души тех, кто утонул в океане. Это картина "Мрачная лента Атлантики". Ее Серж написал под впечатлением от прочитанной книги, где перечислялось, сколько кораблей затонуло в океане и сколько там погибло людей. Если долго рассматривать картину, то можно испытать чувства моряка, вдруг увидевшего ночью проходящий мимо "Летучий голландец", рядом с которым даже самый огромный парусник для живых кажется точкой…

Вовсе не удивительно, что при таком музыкально–художественном раскладе любимые машины Сержа — американские катафалки 40–60–х годов: мечтает какой–нибудь из них купить! Сунне ее изобразил на картине "Последний полет красного катафалка".

— Катафалк в моем понимании — это не совсем машина. Она, словно лодка Харона, перевозит души людей из этого мира в иной. И катафалк ведь даже не ездит по дорогам — плывет так неторопливо, размеренно, достойно. А почему он на картине не черный, а красный? Красный цвет — мое прошлое, я ведь в СССР рос, о котором остались самые светлые воспоминания. Тогда у меня и веры в будущее было побольше, и ощущение стабильности присутствовало. И родители были спокойными по сравнению с нынешнем временем: мама постоянно в состоянии депрессии… Поэтому катафалк словно летит из того мира в какой–то другой. А цвет нового мира уже не яркий — тяжелый, ведь теперь, обратите внимание, греха и мрака намного больше, чем в том прошлом, откуда летит мой красный катафалк, — убежден Серж.

ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ СКУЧНО

Впрочем, Серж разные машины любит: в его творческой лаборатории сотни моделей — какие–то он покупал уже готовые, а другие сам делал, склеивал из стандартных комплектов, продающихся в магазинах, и доводил их до ума, раскрашивая, сажая в салоны крохотных человечков. Моделями Серж занимается тогда, когда хочется ненадолго отвлечься и от живописи, и от музыки… Но есть и еще одно хобби у Сунне: коллекционирование произведений некоммерческого японского кинематографа середины прошлого века об истории страны, обычаях, традициях самураев. "Считаю японскую цивилизацию одной из самых загадочных на планете. И лучше всего эту загадочность передают те самые старые черно–белые фильмы", — подчеркивает Серж.

Эти фильмы — не стандарт, они не для всех, не по канонам жанров массового кино. Хотя и сам–то Серж не любит никаких канонов. Вот перед праздником Пасхи Серж взял и расписал куриное яйцо — нарисовал на нем Богоматерь с Христом, а потом отдал его на конкурс, объявленный одной рижской галереей, на первом этаже которой продуктовый супермаркет. Организаторы сказали: кто победит в конкурсе на самое красивое яйцо, тот получит подарочную карту на двадцать латов в магазин. У Сержа тогда как раз было совсем туго с деньгами. И его яйцо победило. И Серж смог купить продукты на семейный праздничный стол.

— А ведь по христианским канонам на яйце, которое разбивают или может испортиться, образы Девы Марии и Христа рисовать нельзя, — замечает Серж. — Я нарисовал. У меня это яйцо до сих пор в морозилке лежит. В морозилке лежит Образ… Вообще и в этом у меня другой путь — не по законам. Хотя почему многие считают: если жить по законам — это правильно? Я так не считаю!

"Вести Сегодня", № 142.



SERGE SUNNE
Художники
Карта сайта




Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz