Можно ли заработать на памяти поколений при бережливом к ней отношении? Опыт других стран показывает, что можно, и весьма неплохо. Бельгия занимает первое место в Европе по количеству масштабных праздников, где искусно сочетается уникальный опыт по сохранению духа старины с ее пропагандой.
Ежегодно в мае, в День Вознесения Господня, под шелест флагов Евросоюза в городе Брюгге, столице бельгийской провинции Западная Фландрия, происходит самый крупный религиозный праздник Священной Крови. Основа этой процессии – Чаша с Кровью Христовой, символ города, показывается народу уже более семи столетий и входит теперь в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Роскошный ларец с Чашей, в которой хранится Кровь Христова, проносят через весь город. Этому предшествует месса в главном соборе города. Чтобы с комфортом погрузиться в чувственные ощущения давних событий, бюро по туризму выделяет билеты на временные трибуны, в том числе VIP-места, где продают полную информацию о персонажах шествия. Остальные жители города и гости, приехавшие специально, удобно устраиваются на платных пластиковых сиденьях вдоль улиц на весь день, объявленный выходным. Гостиницы всегда готовы к нашествию туристов, даже с четвероногими домашними питомцами.
Первой на арену действий вступает конная муниципальная полиция, приветствующая представителей королевской семьи и мэрии. Королевскую семью в Бельгии не только почитают, но и любят. Люди уверены, что именно она удержала страну от раскола. В семье есть профессиональный психолог, принцесса Матильда, и может, поэтому нет никаких поводов для скандалов при весьма демократичном образе жизни членов династии. Так, семья сдает в аренду государству шато с парком, а каждый год король приглашает дипломатический корпус на праздник для непринужденного общения. Организация процессии Святой Крови поручена 30 почитаемым жителям города. Они входят в общину «Благородное Братство Святой Крови», которая существует с 1405 года. Во время церемонии два позолоченных ангела дожидаются прибытия Чаши к главному алтарю часовни Святой Крови. К процессии присоединяются переодетые в костюмы персонажей Ветхого и Нового Завета актеры, музыканты, иные добровольцы. За конными повозками с библейскими декорациями следуют «средневековые» мальчики, незаметно убирающие естественные отходы жизнедеятельности многочисленных животных, вовлеченных в игру. По преданию, принявшая символику мощей Чаша с кровью Иисуса Христа была вручена графу Фландрии Тьерри Эльзасскому патриархом и королем Иерусалима в день Рождества Христова в 1148 году. По возвращении из Крестового похода на родину граф подарил реликвию городу Брюгге.
Часовне Святой Крови принадлежит ведущая роль среди церквей и храмов Брюгге. Постройка нижней, романской части этой церкви соотносится с периодом жизни графа. Верхняя часть, перестроенная в XV веке, – наглядное свидетельство перехода от романского стиля через позднюю готику к Ренессансу. Все великолепно отреставрировано в XIX веке. Главное сокровище в роскошном ларце из золота, серебра и драгоценных камней хранится в верхней части, куда можно попасть по монументальной лестнице.
На следующий день в этом храме мне удалось получить свою долю энергии, исходящей от реликвии. Сначала по радио объявляли на нескольких языках, кроме русского, что вот-вот, через пять, четыре, три... минуты внесут сокровище. В хрустальный пенал, украшенный позолоченными коронами, помещен небольшой сосуд из горного хрусталя, горлышко которого обмотано золотой нитью, а пробка закрыта красной восковой печатью. Сосуд XI века содержит пропитанную кровью овечью шерсть. Убеленная сединой монахиня внимательно наблюдала, как каждый посетитель из длинной очереди крестился, касался цилиндра, склонялся в поклоне и задумчиво возвращался в реальность...
ЗАВЕСА, КОТОРУЮ НЕ ПРИОТКРЫТЬ
Меня мучил вопрос: чему мы поклоняемся сегодня в Брюгге? Если это и есть тот Грааль, который все ищут, то, вероятно, из-за того, что каждому хочется его найти, и продолжаются поиски? Или Святой Грааль – это некая химера из воображений средневековых людей? Можно ли чтить миф и при этом не быть его заложником?.. Происхождение этой христианской реликвии, возможно, связано с циклом смен времен года и их вечным возвращением. В более древних фольклорных темах Западной Европы фигурирует таинственный «котел воскресения», куда в сумерках бросали мертвых воинов, чтобы утром они ожили. Ближе к концу XII века языческий миф начал видоизменяться, чтобы утвердиться в христианском мире через Чашу с кровью Христа. Все эти перевоплощения Грааля являются символом некоего мистического опыта, состояния бытия и сознания, включающим в себя поиск, превращение и озарение. В сетях истории кроется много сюрпризов, которые увлекают людей в прошлое. Так, на Большой площади Брюсселя возле Королевского дворца величественно возвышается конная статуя герцога Готфрида Бульонского, «рыцаря без страха и упрека», организатора первого Крестового похода. Разные легенды, в том числе о Лоэнгрине, и романы о Граале пытаются раскрыть истинное лицо герцога. Упоминается, что он отказался от короны, предпочтя ей титул «Защитника Гроба Господня»...
ПАКТ РЕРИХА СЛУЖИТ БЛАГОСОСТОЯНИЮ?
Привычка к окружению туристами настолько укоренилась в сознании бельгийцев, что они перестали замечать их влияние на качество и стиль жизни, считая, что благосостояние связано исключительно с высокими технологиями и развитой промышленностью. А ведь в Брюгге был основан Международный союз Пакта Рериха по распространению идей охраны памятников культуры. Принципы Пакта Рериха, Пакта мира заложили представители российской школы международного гуманитарного права, трудившиеся на рубеже XIX–XX веков. Ученые России традиционно сотрудничают с коллегами из Бельгии, стремятся к взаимному обогащению культурными ценностями.
Вполне закономерно, что на фантастическом зрелище в Брюгге присутствовал наряду с другими соотечественниками Дмитрий Рогозин, постоянный представитель Российской Федерации при НАТО. «В Бельгии, – сказал он, – все жестко регламентировано, в том числе и деятельность культурных центров, существует достаточно строгое культуроохранное законодательство. Например, если вы покупаете какой-то магазин или, скажем, парикмахерскую в историческом центре города, то вы не можете самопроизвольно изменить профиль данного предприятия, а должны нести определенные обязательства по сохранению внешнего облика дома, где находится ваше заведение. Да и люди прекрасно понимают, что туристы, туризм как таковой – это торговля, грубо говоря, самим видом достопримечательностей. Туризм приносит огромные деньги. Причем круглогодично, в отличие, скажем, от курортов, где всегда возникает сезонная проблема. Город Брюгге переполнен туристами зимой, осенью и весной. На каждого жителя, которых здесь всего 200 тысяч человек, приходится 10 иностранных туристов».
ШОКОЛАДНАЯ ЖИЗНЬ
В переводе с фламандского слово «brugge» означает «мост». Мы можем рассматривать это как мост, связывающий потоки людей. Он раскалывается на 54 реальных моста между каналами – мосты Зеркал, Деревянных башмаков, Ткачей, Мясников... Экскурсионные кораблики по каналам в Брюгге водят исключительно девушки. Но только не на озерах. Здесь почетное право руководить туристическим наслаждением принадлежит старинным династиям перевозчиков, блещущих артистизмом и глубокими познаниями истории. Красоту средневековых строений города воспевают также и производители шоколадных соблазнов. В Брюгге раздолье для поставщиков эндорфинов. В Музее шоколада, одном из немногих в мире, посетитель активно переходит от экспозиции о мистической жизни майя и ацтеков к натуральному дереву какао, а затем погружается в тонкости производства. Апогеем всех ресторанных и магазинных изысков становится ежегодный Фестиваль шоколадной жизни. Его проведение не случайно. Каждый бельгиец потребляет более семи килограммов шоколада в год. Люди мило общаются в маленьких кафе за чашкой горячего шоколада, подаваемого обаятельными барышнями. Шоколадом угощают в тиши парка с искусственным Озером любви с белоснежными гордыми лебедями, у каждого из которых на клюве выведена дата рождения. Чтобы не набить приторную оскомину, бельгийцы уравновешивают шоколадную зависимость другим пристрастием – к картофелю фри, который производится здесь с 1680 года. В Музее картофеля можно приобщиться к истокам этого продукта.
Впечатлительные туристы продолжают наполняться радостью в открытом экипаже, также управляемом девушкой! В небе летают экскурсионные самолеты. По узким мощеным улочкам кружат велосипедисты. Особенно ценно, что на каждом повороте ровных и ухоженных дорог заботливо расставлены указатели, предостерегающие от возможных трудностей по этому маршруту. На фоне такой идиллии каждый час меняется мелодия колоколов дозорной башни на Рыночной площади, выглядящей волшебным миражом с высоты 366 ступеней. Но чтобы преодолеть пешком этот путь, надо заплатить нешуточную сумму за входной билет.
СОВЕРШЕНСТВО ЕСТЕСТВЕННОСТИ И СОВЕРШЕНСТВО ИСКУССТВЕННОСТИ
Уникальная возможность сразу увидеть огромное европейское пространство представляется в Брюсселе, часто именуемом столицей Европы. В брюссельском парке расположена «Мини-Европа», все модели которой выполнены в масштабе 1:25. В 1987 году историки-искусствоведы выбрали для постройки моделей более ста зданий из различных регионов Евросоюза. Модели изготовлены с применением новых технологий, позволяющих воспроизводить мельчайшие детали и обеспечить конструкциям устойчивость к капризам природы.
Основное направление, которому следуют европейские страны, это сохранение исторического контекста застройки. Здесь, где все сгруппировано в одном месте, отчетливо проявляется соблюдение высотности. При строительстве новых объектов в исторической части города определены традиционные технологии в современной архитектуре, которые должны быть органично вписаны в ткань старой застройки. Один из приемов, который виден повсеместно в Бельгии, – это стоящие вдоль узеньких каналов вплотную друг к другу резные каменные фасады средневековых домов гильдий каменщиков, пекарей, пивоваров. «Стоит обратить внимание, – сказал Дмитрий Рогозин, – на то, что в прошлом для обогрева зданий использовали каменный уголь. Но угольная пыль не испортила облик Брюсселя. Здесь используются совершенные технологии для очистки зданий и придания им того блеска, которым они обладали после постройки».
Учитывается и влияние больших потоков транспорта. По всей Бельгии на пороге центра города созданы подземные платные паркинги. По старому городу вы либо ходите, либо передвигаетесь в конных повозках или на почти игрушечных поездах. Бельгийцы подчеркивают, что основное содержание их инфраструктурных мероприятий – это вписывание новых высокоскоростных линий в существующую городскую транспортную систему с полным сохранением старины и транспортных развязок. Технически это решается прокладкой широких тоннелей на большой глубине.
КАЛЕЙДОСКОП МАЛЫХ ФОРМ БОЛЬШОГО БИЗНЕСА
Бельгийцы уверены, что любой исторический объект должен функционировать. В Центр антиквариата Фландрии, который возглавляет главный антиквар Европы Де Гранд, можно прийти строго по предварительной договоренности. В его мастерских вещи обновляют по старым технологиям с использованием старых материалов. На каждый предмет восстанавливается история и выдается сертификат от Brussels Art Laboratory Nuclear Section. Иногда бизнес сочетается с игрой. По субботам антиквары переодеваются в костюмы прошлых эпох и едут на сборы в старинных лимузинах к таким же увлеченным людям. Повсюду разбросаны малые архитектурные формы и композиции, как старые, так и новые, созданные в историческом ключе. На каменных дорожках и в сквериках можно увидеть скульптурные фигурки, при входе в здания – корзины с зонтами, саблями, перед историческими музеями – античные стулья, знаки того, что новое поколение продолжает чтить легенду места. Помимо информационной функции такие вещи подчас служат ориентиром. Если вы потерялись в Брюсселе, то смело приходите к памятнику Му-Му, потому что так все договорились.
К информированности слабовидящих людей здесь тоже относятся с непривычной для нас серьезностью. Один из примеров: в Брюгге стоит уменьшенная каменная базилика (перед входом в здание-оригинал) с текстом по Брайлю и маленькими человечками, чтобы можно было наощупь почувствовать масштаб реального собора. На память о гостеприимной стране вы непременно купите две вещи. Первая – знаменитые фламандские кружева. Сегодня в городе работает центр кружевоплетения, история которого уходит корнями в XVIII век. Успешные ученицы получают профессорскую степень по кружевоплетению. И еще туристы покупают в Брюсселе посуду, которая, как и очень давно, продается на вес.
Все «площади» работают. В самом старом жилом здании Брюсселя обосновались офисы, а в других древних домах по всей Бельгии устраивают светские приемы, заполняя их современным ритмом. А вот в Антверпене по набережной Шельды построены элитные дорогие квартиры в бывших старых складах.
Символ Брюсселя – 400-летний Манекен Пис – облюбовал под хранилище своей внушительной экспозиции нарядов Королевский дом, в котором, правда, с XVI века не жил ни один король. Одевают фигурку во время визитов иностранных политиков и к разным торжествам. В 60-е годы прошлого века два бизнесмена недолго думая подарили ему подругу Джанекку Пис за тем же занятием, но, мягко говоря, далекую от изысканности и поэтому не афишируемую.
Уже пять столетий жизнь древнего города у Северного моря – Антверпена неразрывно связана с обработкой алмазов и успешной продажей бриллиантов. Важнейшая статья дохода Антверпена сосредоточена в руках местных многодетных династий, принадлежащих к ортодоксальным иудейским общинам. В Музее бриллиантов ежегодно выставляются экспозиции, включающие украшения прекраснейших женщин прошлого века. Ну а бриллианты продаются повсеместно на радость туристам, даже из окон домов. Ущербно смотрится в этом бриллиантовом раю ветшающая дверь русской православной церкви Рождества Христова, обвитая густой паутиной. Когда-то ее создавали «с миру по нитке». Да и в самом центре Брюсселя на заброшенной тропе городского парка с трудом можно найти памятник Петру I... Наверное, нам следует как-то перераспределить свое присутствие в культуре культурных столиц и кому-то взять ответственность на себя. Может быть, здесь сыграет свою роль Министерство культуры, а может быть, и общественность.
СИМВОЛЫ И НЕ ТОЛЬКО...
Над собственной копией в «Мини-Европе» возвышается настоящий Атомиум, огромная блестящая модель молекулы железа, увеличенная в 165 000 000 000 раз. Это тоже символ Брюсселя, памятник безграничным мирным возможностям атомной энергии. В 2003 году устаревшие алюминиевые листы, как сувениры, продали туристам. Теперь в шарах из нержавеющей стали гнездятся выставки и рестораны. Один из самых быстрых лифтов Европы вознесет вас на 102 метра на смотровую площадку. Дорога ведет только вверх, пока вы не дойдете до кафе и только после короткой передышки за легкой закуской сможете выйти к проходу, ведущему вниз. А дальше путь лежит через магазин сувениров, где услужливые продавцы непринужденно склонят вас к очередной трате денег. Вы вольны сами решать такие мелкие вопросы, а вот для более важных дел незаменим самый большой в Европе старинный Дворец правосудия. Символично и его оформление в виде фигур, олицетворяющих Правосудие, Милосердие, Силу, Закон. Брюссельские судьи имеют обыкновение встречаться с клиентами прямо в фойе. И хотя под впечатляющим куполом чувствуешь себя крохой в поднебесье, на правду все же надеешься...
Брюссельцы гордятся Триумфальной аркой, возведенной к 50-летию независимости Бельгии, и сравнивают ее с парижской. В ней ютятся разные временные выставки. Ну и как в Париже, в Брюсселе есть свой Латинский квартал. В середине XIX века, сетуя, что «мало солнца, много дождей», построили первую стеклянную галерею Губера длиной 212 метров для торгово-туристского променада. В многоголосье зазывающих в рестораны теперь отчетливо слышна русская речь. Возродившаяся из пепла Большая площадь Брюсселя представляет собой Музей под открытым небом, где проводятся театрализованные представления средневековых событий в естественных декорациях.
ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Раз в году в Бельгии проводятся дни национального наследия. В течение четырех суббот-воскресений дома, причисленные к культурному богатству, штурмует любознательная публика. Особенно желанными для купивших абонементы по 30 евро оказались четыре городских особняка конца XIX века выдающегося архитектора Бельгии Орта: «Отель Тассель», «Сольвей», «Эйтвельд», а также дом-мастерская. Орт использовал открытый план, эффект рассеивания света сквозь стеклянные крыши, органичное сочетание округлых линий декора со структурой самого здания, выдвижение лестницы в центр экспозиции.
В Королевском дворце, резиденции бельгийского монарха, где проходят важные мероприятия на государственном уровне, каждый август на один день открыты двери для всех желающих. И происходит столпотворение. Людей интересует история, своя и чужая. Спокойствие и рассудочность горожан среди восторженной толпы приезжих, существенно пополняющих их казну, пришли к бельгийцам с уверенностью в будущем, зависящей от их прошлого...
Евгения Солодовникова
(Международный журнал "VIP-Premier")