Евгения Солодовникова СВОЙ ТЕАТР МЫ НАЗЫВАЕМ ТАБОРОМ


Евгения Солодовникова

СВОЙ ТЕАТР МЫ НАЗЫВАЕМ ТАБОРОМ,
НО ЭТО - НАШ ДОМ

 



Семнадцатилетняя Катюша взглянула на утонченного юношу, и вмиг слово «судьба» пронзило ее как молния и…мгновенно исчезло. А на небе кто-то ухватился за случай и настойчиво расставил все по полочкам, все ее звездные годы в сопровождении мелодии любви. Цыгане растворены в природе, в них заложена тесная связь с Космосом. Для любви нужны двое, и они встретились. Случай ли это, фатальность, обернувшаяся судьбой? Пробуждение неведомой доселе жизни, трепещущая зыбкость состояния души—отныне все делится на двоих.

По прошествии многих лет Екатерина Жемчужная говорит: «Я счастливый человек». Такое услышишь сейчас редко. В музыкальной семье, где она увидела свет, вехи судьбы в комплекте с внешними данными были как бы предначертаны. Ее мама, восхитительная актриса, певица, виртуозно играла на гитаре, «служила на театр», и папа был музыкантом. Жили под аккомпанемент зажигательных цыганских мелодий в хлебосольном доме под Тулой. С детства в душу Кати закралась мечта стать актрисой и непременно звездой. Сокровенную тайну она никому не поведала. Но следовала поверью, что сильный духом человек кем себя представляет, тем и будет. Девочка с радостью пела на школьных смотрах и концертах. Окончив школу, одна уехала в Москву и с легкостью поступила в ГИТИС на актерский, да заодно и в музыкальное училище. Жила у родственников. По мистическому зову пошла в театр «Ромэн», что был тогда на Пушкинской. Прорыдав оба акта, она всё для себя решила. Ее привели к главному режиссеру театра Баркану. Устроили тут же просмотр в фойе. А выглядела она, как говорят сейчас, «на все сто»--тонюсенькая красавица. Сначала спела, потом прочитала рассказ Паустовского. «Мы вас берем!»--прозвучал приговор. Она простилась с ГИТИСом, считая, что самые важные вещи для нее музыка, игра на фортепьяно. А из музыкального училища ее не отпускали. Но в театре требовали, чтобы она непосредственно окунулась в пучину планового репертуара. Компромисс не заставил себя ждать. При «Ромэн» сформировалась студия, и даже набрали курс специально для театра. Катя влилась в новый коллектив. Подружилась с девочкой, непрерывно тараторившей об отсутствующем мистическом красавце Георгии: «Весь из себя…, но с ним лучше не связываться». И вот он пришел, сел скромно в уголочке и забренчал на гитаре. Та ее первая мысль, о которой написано в начале, вполне может предстать как Послание. Незаметно для нее его присутствие стало придавать вещам определенность, а любым словам смысл. Казалось, что неведомые узы уже приговорили их к соединению. Но по молодости лет она ему во всем перечила, они спорили и ругались. Ходили в театры, в ВТО, гуляли, были у него дома. В контуры их любви никакая интимность до свадьбы просто не вписывалась. Так прошло пять лет учебы, расцвеченных счастьем. На предложение Георгия выйти замуж Катя согласилась только на последнем курсе, потому что переубедить ее, решившую сначала закончить учебу, было нереально. «Он мне погадал, и вот вместе столько лет. И всё сбывается». Он затмил для нее всех кавалеров глубиной внутреннего мира. Да и сравнивать его она ни с кем не собиралась, ведь любимый несравним. А он разглядел ее суть, так как для него всегда был важнее подтекст. Впоследствии, будучи уже профессором РАТИ, он и студентов стал учить анализировать то, что не лежит непосредственно на поверхности.

Как ни парадоксально, но после студии из театра они ушли в ансамбль к папе Георгия, Николаю Михайловичу Жемчужному. И сразу же поступили в ГИТИС. Георгий на режиссерский, а Катя вновь на актерский. Кате повезло с педагогами, на втором курсе преподавал Юрий Петрович Любимов. А тут недавно, столько лет прошло, Катя с Лялей (дочерью) пришли к нему на спектакль, и он вспомнил: «Ну, Катя, ты тогда была девочкой, а сейчас такая дама…» В его памяти все отложилось до мелочей, как они тогда ставили Мериме «Небо и ад».

Будни пролетали в суматохе и приключениях. Во время концерта Катя пришла за кулисы посмотреть выступление ансамбля, которым руководил отец Георгия. Оттуда ее спешно увезли в роддом. Так родилась Оля(позже она привыкла к имени Ляля), назвали в честь бабушки, блистательной танцовщицы. Сложности быта и постоянные гастроли только укрепляли их чувства. Да, время летит—уже маленькая внучка певунья, танцует и плечиком поводит, и старший сын Ляли, естественно, тоже увлечен музыкой и театром.

Талант, красоту и самобытность Кати заметили киношники. В 71-м году чествовали в Доме кино театр «Ромэн». Георгий и Катя вышли ночью на Васильевскую, и неожиданно из темноты выступили две тени. Оказалось, что двое молодых людей долго наблюдали за Катей и вот теперь предложили роль в кино. Выяснилось, что «один из темноты» был замечательным режиссером Владимиром Аркадьевичем Краснопольским. На Мосфильме ей сказали, что уже утвердили без всяких проб. Снимали первый наш сериал «Вечный зов». Катя сразу же уехала на место съемки в поселок Дуван в Башкирию. Ляля оставалась с отцом. Даже по прошествии лет Катя не может забыть тот кошмар, что пришлось пережить на съемочной площадке: «Я приехала на первую работу в кино и не знаю, кто мой муж! А мужа, Поликарпа Кружилина играл Петр Вельяминов. Гримируюсь, он входит: ну, где моя жена? А я-то Гогу безумно люблю, и меня никак не посещает даже намек на чувство к мужу по роли. Краснопольский кричит: «Обнимайтесь!» А я: «Не буду обниматься!»--«Почему?»--«Потому! Вы что, хотите, чтобы у меня развод был?» А Вельяминов: «Катенька, о чем вы говорите, ваш муж вас полюбит больше!» Конечно, муж ревновал, а маленькая дочурка подливала масла в огонь: «Где моя мама?», а Георгий: «Мама твоя замуж вышла».—«За кого?»--«А за другого дядю». Я достойно сыграла роль, там же такие партнеры были: Капелян—звезда, Вельяминов—звезда, Тамара Роговцева, Тамара Семина, команда была потрясающая».

Жила семья сначала в Кузьминках с родителями Георгия, отцом, народным артистом, и мамой, блестящей танцовщицей, выступавшей в ансамбле мужа, настоящей любимицей цыганского народа. Отец Георгия, родоначальник династии Жемчужных, в 13 лет ступил на сцену. Талант и огромная жажда к знаниям в искусстве сотворили из него великолепного танцора, музыканта, поэта, композитора. Музыка к фильму «Табор уходит в небо»--это музыка Николая Жемчужного в аранжировке Евгения Доги. Она запомнилась всем, как цыганский гимн. Отец всегда настаивал на серьезной учебе сына, а он, впитав с молоком матери природную пластику, обезьянничая, вышел на сцену уже четырехлетним малышом. Отец руководил ансамблем, они жили в гостинице, а квартира в Москве понадобилась, когда Георгий пошел в школу. Учебу в первом классе проходил в 20 городах Советского Союза. Среди прочих даров природа его щедро наградила еще одним—даром любить. Любить так, что сегодня накануне своего юбилея и после длинной совместной жизни его жена Катя чувствует себя счастливой.

После ГИТИСа Георгий и Катя вернулись в театр «Ромэн», актеры которого, как «натуральные цыгане»-кочевники, возвращаются из поездок всегда в свой театр, называемый ими «табором». В нем живут семьями, растут дети и образуются династии. Династия Жемчужных—самая знаменитая. Древо этой династии пустило корни давно, и есть упоминание о ней в документах 1732 года. Сейчас в театре «Ромэн» служат Георгий Николаевич и Екатерина Андреевна Жемчужные—народные артисты, их дочь Ольга (Ляля) Жемчужная и ее муж Роман Грохольский—заслуженные артисты. Младшая ветвь династии перенимает опыт у старших. Но начиналось с того, что Рома выкрал Лялю из дома… От вековых традиций не уйдешь! Екатерина о ключевых установках нации: «В цыганских семьях главное—почитание старших и верность. Нет частых разводов, как принято у артистов». Помимо большой загруженности в спектаклях, молодые взялись за благое дело записи на кассеты Библии на цыганском языке. Издаваться Библия на всех языках будет благотворительным обществом в Англии, там и сделан перевод, приехавшим из России цыганом. Рома—режиссер, он и Ляля записывают некоторые тексты.

Успех съемок «Вечного зова» вызвал вереницу заманчивых приглашений. Да и как может быть иначе. Максимально мобилизуя сознание, Екатерина способна играть своей чувственностью. Более двадцати лет не сходит с экранов «Карнавал». Наша классика. Режиссер Татьяна Лиознова сказала Кате: «Твой образ Кармы—это совесть фильма». Действительно, Карма—единственный человек, который помог милой девочке в исполнении Ирины Муравьевой. В «Цыганке Азе» она многодетная мать Стася. В «Цыганском счастье» играет роль мамы главного героя, там роман между цыганским мальчиком и цыганской девочкой. Две матери, куча проблем… «Чардаш Монти» снимали в Братиславе. Снова у Кати главная роль, Георгий сыграл главного мафиози. Копилка фильмов, в основном с главными ролями пополнялась. Сериал «Королева Марго» Александра Муратова, «Олигарх» Павла Лунгина, художественный фильм «Смерть Таирова»…

Роли в кино не могут затмить театральных. Просто это совершенно разные ипостаси творчества Екатерины Жемчужной. Так и получается, что когда она в театре, то не хватает кино, в кино же одолевает тоска по театру.

В постановке Георгия Жемчужного «Вива, Кармен!» Катя впервые направила свою неистощимую энергию на амплуа продюсера, но все же не удержалась и сыграла еще и торговку. Но как образно! Георгий долго вынашивал поистине революционную трактовку образа Кармен, берег в запаснике в сохранности древние обычаи цыган. Он разглядел связующую нить с чисто современными проявлениями женской психологии. Современная бизнес-леди проворно крутит не реализованными в карьере мужчинами, делая из них своих «рабов», этот аспект он тоже внес во встречу Хосе и Кармен. В роли Кармен—Ляля, продолжательница семейных традиций. Георгий: «Человек не видоизменяется со временем. Он таков, каким задан изначально Всевышним, но время меняется». И это он учитывает.

К сожалению, многие из старых спектаклей сняли с репертуара. Остались романтическая история «Мы цыгане» по Юмашеву, «Живой труп» Льва Толстого и еще пара спектаклей, где во всем великолепии царит Екатерина. Более 25 лет назад в «Живом трупе» Катя впервые спела цыганский романс «Не вечерняя», таким образом дав ему вторую жизнь, и он с тех пор перекочевал в концерты. Как-то Сергей Арцыбашев пригласил Катю играть в премьерном спектакле «Братья Карамазовы», где в яркую цыганскую сцену она завлекла и других артистов из родного театра. Во время прогона спектакля Екатерина прорыдала весь второй акт, что мудрый Арцыбашев расценил по-своему: «Катенька, да вы просто все доигрывали, доигрывали за артистов».

Она действительно благодарный зритель и обожает ходить в театры. Но в своем очень нервничает. ЕЕ впечатлительность естественна и не вписывается в жестокую расчетливость нынешних дней. Тем не менее, современный облик Москвы ей нравится, но, с другой стороны, она не вникает в компьютерные дебри, Интернет, навороты мобильного телефона. Ничего читать, кроме сценариев, не успевает, но в курсе всех событий, потому что просматривает ежедневно ворох газет.

Есть у нее оружие, затмившее современные технологии. Это ее замечательное зрелой красотой лицо, которое все знают, любят и верят ему. Что и говорить, тяжела эта «ноша» и ответственна. Что-то устроить может лишь она, появившись лично, и тогда уж никто не в состоянии ей отказать. Поэтому часто вспоминает завет мамы, предсказавшей ей успех и необычную дополнительную миссию ее красивого лица.

Жизнь была не простая, и зло, и слезы не миновали, но всегда рядом неизменный и лучший друг Георгий. Лучшее лекарство для человека—человек. Она не скажет «он», она скажет «мы», и он тоже. Нет у них секретов и недомолвок, их любовь держится на абсолютной незыблемости верности. Неверие требует колоссального усилия и сноровки—они не размениваются на это. Ведь все вопросы без бремени лжи можно решить! Подчас истина и у них рождается в споре, да по молодости лет еще в каком споре! К единомыслию, которое горы валит, порой вел весьма тернистый путь творческого процесса, естественно продолжающегося в стенах уютного дома.

Как ни странно, но обладая абсолютным внутренним слухом и зрением, Георгий ставил спектакли, где Екатерине отводился второй план. Не потому что она не заслуживала, а потому что в театре свои законы и с ними надо считаться. Но все, что он делает, он делает ради нее и делает так, чтобы ей понравилось. Ей нравилось и … «Выходило, что я всегда сдавала премьерный спектакль. Он был молодой режиссер, но у него свое видение, своя манера, а у нас там были звезды, которые подтрунивали: мол, молодой. Если он давал мне роль, то репетировать не давал. И я выходила и играла без репетиции». Но обладая величайшим из всех богатств, она создает свои произведения подобно артезианским колодцам—они тем чище, чем глубже в сердце проникает сострадание. В ней есть редкая способность увидеть зерно, которое над действием. Это и помогает в личной жизни. Для Екатерины любая роль любимая, потому что каждой она отдает себя полностью, пропускает через сердце, душу, и так уходит кусочек ее самой.

«Мы выпускали спектакль «Олеся» по Куприну, и к нам домой пришла приятельница, театровед. Сели на кухне в семь часов, а ушла она в десять утра. Пили чай, разговаривали о спектакле, спорили. Я кричу: «Гога, я этого делать не буду!» Гога берет хрустальную вазу и бабах! Приходит Ляля из школы, я молча собираю осколки, выбрасываю. Потом успокаиваемся. Сейчас уже нет таких моментов». Георгий: «Там, где два цыгана, это уже базар—разговаривают громко, эмоционально, кажется, что ругаются все время, а они в любви объясняются». Катя: «Лиознова пришла на премьеру «Олеси» в постановке Георгия и такие комплименты ему рассыпала! Она была в восторге от спектакля, а я там босиком играла, и она говорит: «Катя, у тебя умные ноги. Я наблюдала за твоими ногами, как ты ходишь». Потом «Олесю» повезли в Днепропетровск. И тут у Кати случился приступ аппендицита. Ее увезли на операцию, и Георгий сразу к Ляле: «Собирайся, играть будешь». Ей было 16 лет, и размер одежды совпал с маминым. Она вышла—песни, танцы, мизансцены, но все же босиком, вот и сломала палец о гвоздь с непривычки. Катя вернулась из больницы, а Ляля лежит в гипсе. Катя в шоке, что у дочери срываются съемки «Маугли»! Она всегда естественна. Говорят, что семейная жизнь тоже театр, и это плохо, если играешь не себя. Вот почему так мало счастливых пар. Они же счастливы, и у них все перемешалось!

Раньше сразу после спектакля к их дому тянулась толпа, и не только из театра. Сегодня тоже застолья бывают, но не так часто. Готовит, в основном, Георгий, а непринужденно-элегантная Катя в «размахайках с выкрутасами» развлекает и угощает, а также приносит непременный чай, круто, до черноты, по-цыгански заваренный. Георгий колдует над салом, солит по своему методу. Любимые блюда Кати—украинский борщ с пампушками. О цыганских неписанных законах поведал Георгий: «Я должен заслужить право сидеть и говорить именно за этим столом. Иногда мужчины отдельно от женщин собираются, даже на свадьбе. И это проявление высочайшего уважения к женщине. Мы сидим, выпиваем, язык развязывается на слова нехорошие, а зачем женщине слушать их? И темы не для нее—о доблести кочевой».

Георгий анализирует истоки: «Цыгане почти не удивляются новому. Вроде он был уже здесь. Я на себе это ощутил. Так было в Ватикане—я был здесь свой. В Греции танцевал, слушал их музыку. В Египте меня потянуло к пирамиде, мне что-то было знакомо. Меня интересует великое Средневековье, буйное цветное Средневековье, нам рисуют в сумрачных красках иное, с инквизицией, а насколько мне представляется, это совершенно другой дух Возрождения, может, как пик, кульминация. За этим кроются великие имена писателей».

Пленительная Катя, приобщаясь к огромному миру вокруг, раньше любила подражать и боготворила многих наших и зарубежных артистов. «Я пела песни Лолиты Торес. Потом Гурченко—«Карнавальная ночь»… А теперь не верится, что я с ней общалась запросто. Быстрицкая нравилась. А позже мы с ней уже на каком-то концерте комплименты друг другу говорили. А Касаткина Людмила Ивановна—потрясающая женщина! Раньше люди глубже были. Очень грустно, но совсем другие отношения теперь. Скучаю по той жизни…»

Откровенно говоря, не знаю, когда она скучает. Катя: «Сегодня здесь, завтра там, сейчас отдыхаю, позвонят, пригласят на концерт—и срываюсь. Часто со мной Ляля и Рома выступают. Сначала в ресторанах петь было приятно, но сейчас…Вот все в клубы ударились, да и цыганская молодежь по клубам работает, но это не мой ранг, это для молодежи, хотя, если достойная презентация, допустим, в закрытом клубе, то я соглашусь. Так, в «Монолите» во время международного конгресса выступали с красивой программой, было 300 человек». Георгий же не любит ходить на мероприятия.

Из-за тяги к бесценному общению с аудиторией она часто выступает в концертах. Тут и программа специальная—концертная: романсы, цыганские песни. А в каждой из них она раскрывается всей палитрой качеств характера с неисчерпаемыми возможностями. Ляля говорит о ее нраве: «Эмоциональная, горячая, но быстро отходит. Добрый, участливый человек, сентиментальный в то же время, бывает вспыльчивой, с чувством юмора».

Пожалуй, без этого пестрого набора черт просто не справиться с загадочностью, в которую вдруг может превратиться любой момент. «В конце года я была на «Фабрике звезд». Вытащила три карты Свете Светиковой. У нее глаза открылись, слезы на глазах, я ей сказала, что увидела. Она была в шоке. На следующий день звоню Диане, племяннице Георгия, она играла в «Нотр Дам» со Светиковой. Так ей после моего гадания Света говорит: «Ты представляешь, мне гадала цыганка, она же мне все правильно сказала!» А Диана: «Какая цыганка? Ты что, сумасшедшая?» Света: «Да Екатерина Жемчужная!»

На верхнем фото: С народной артисткой РФ Екатериной Жемчужной

Евгения Солодовникова

(Международный журнал "VIP-Premier")

На сцене театра "Ромэн" - Роман Грохольский, Георгий Жемчужный, Евгения Солодовникова и Ляля Жемчужная

ЕВГЕНИЯ СОЛОДОВНИКОВА
Статьи & Интервью
ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ
КАРТА САЙТА




Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz