Евгения Солодовникова


Евгения Солодовникова

ОТКРОВЕНИЯ МАСТЕРА

 




Гарри Розенталь родился в Вене 2 ноября 1922 г. В 1938 г. в Париже получил диплом инженера по электротехнике. С 1958 г. и по настоящее время живет и работает в Милане. Звание Командор Итальянской Республики получил 27 декабря 1972 г. Среди многочисленных наград - Первая премия в области скульптуры Сан-Пеллегрино-Терме и Флорентийская международная премия в области искусства «Лоренцо Великолепный». Создал порядка 1000 скульптур, находящихся в различных странах мира. Зарубежный почетный член Российской академии художеств.


ПУТЬ СОБСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ


Гарри никогда не учился рисовать, не вникал в дебри сложных отношений с перспективой и анатомией человека. Даже купив в начале творческого пути книгу по анатомии, он быстро от нее отказался, почувствовав в большей степени пользу для скульптуры в выразительности ритма, жестов и соотношения объемов. Видение будущего произведения в пространстве он фиксирует в набросках, подвластных для расшифровки только ему одному. Как сложившаяся сильная творческая личность, он уверенно следует собственному стилю во всех своих произведениях. Первая и чрезвычайно успешная выставка состоялась в 1968 году в сердце студенческого Парижа - в галерее «Ля Палетт Блё». Пресса сразу заговорила о стилизованном изображении Христа, а незамедлительно посыпавшиеся деловые предложения стали убедительным доказательством востребованности его мастерства.

Потом было много экспозиций в Италии, Польше, Японии, США, Великобритании, Норвегии, Германии, Корее, Греции… Сегодня скульптурами Гарри Розенталя восхищается весь мир, по которому он так много путешествовал.

Его душа тянулась к познанию мира людей и мира искусства. Как человек в высшей степени наблюдательный, он создал четкую градацию типов людей, в которую умещаются все без исключения. Но главным были его университеты по истории искусства. Общая концепция творчества великого скульптора - стойкая приверженность эстетическим и этическим нормам, от образной выразительности ранних работ до поздних произведений, тяготеющих к абстракции с добавлением символических значений. Оставаясь самим собой, он воспринимал многочисленные тенденции в искусстве через путь собственного познания. Естественные душевные волнения подогревали зрительский интерес, поскольку порождали возникновение нетривиальных идей.

Проследить такие метаморфозы могли и посетители выставки в Московском музее современного искусства, где были представлены 32 работы, созданные за последние тридцать лет. Наряду с ними Розенталь показал особенно дорогие его сердцу живописные полотна преданного друга и учителя Ноэля Эмиля-Лорена, ушедшего из жизни в 1995 году.


ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ


Во время учебы Гарри в лицеях Австрии и Франции большее значение придавалось литературе и поэзии, но не живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, танцу. Поистине судьбоносный случай в 1940 году свел в автобусе Гарри Розенталя с Ноэлем Эмилем-Лореном. Ноэль в то время учился в Школе декоративного искусства в Ницце. Познание мира двумя гениями долгие годы шло параллельно.

Как вспоминает Гарри, Ноэль заполнил эстетический пробел в его образовании. После войны Гарри в Париже учился на инженера и штудировал книги по искусству, начиная с Андре Мальро, как-то подметившего, что «культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать». Так он и поступал. А Ноэль был студентом в Национальной школе изобразительных искусств.

Во Флоренции во время пасхальных каникул друзей принял директор Художественной академии со всеми почестями, которые только могли обрушиться на первых французов, появившихся в гостях после войны. К тому же Ноэль имел рекомендательное письмо от директора Национальной школы искусств в Париже. Тогда Гарри открыл для себя много новых имен среди величайших ваятелей прошлого, включая Микеланджело, работы которого позднее повлияли на создание им удивительных, своеобразных скульптур. Дополнили впечатления поездки в Венецию, Падую, и уже в Милане в 1947 году он создает свою первую работу из глины.

С годами его художественное мировоззрение формировалось под воздействием европейской культуры первой половины ХХ века, античности и Ренессанса. Ноэль же во Франции и в Италии продолжал постигать возможности художественного изображения, был критиком работ друга, делился мыслями с Гарри, который воспринимал их эмоционально, но глубоко осмысливая, как и полагается творческой личности.

- Как вы относитесь к современному искусству?

Г.Розенталь: - Я испытываю эмоции разного рода: бывает, что нахожусь наверху блаженства, либо, наоборот, вижу, что преобладает конъюнктура или коммерческий интерес. Разве был бы Дали без рекламы? И еще я уверен, что глобализация уничтожает искусство.


СВЯЗУЮЩИЕ НИТИ ПРОФЕССИЙ


Инженерное образование помогает ему успешно вести бизнес, чтобы с упоением погружаться в искусство, не заботясь о финансовых вопросах. Оригинальный стиль Гарри Розенталя выходит за рамки ныне существующих академических школ.

Непостижимым образом он смог извлечь из недр своей инженерной профессии нити, связующие с помощью общих научных знаний его художественное видение мира с анализом истоков событий. Также происходит совмещение зрительного восприятия и звука, потому и повторяются среди его скульптур танцующие фигурки от маленьких до внушительных размеров. Они встречаются часто еще и потому, что «танец занимает особое место в искусстве - это любовь к жизни, музыка, ритм, гармоничные формы, поэзия, сказка, краски, полное выражение человеческого тела, сцена, хореография». Ведь для Розенталя главное в творчестве — возможность отобразить противоречивость проблем существования человека. «Мной всегда управляли вопросы, связанные с такими темами, как Любовь, Свобода, Рабство, другими словами, с жизнью Человека. Мое собственное состояние нуждается в выражении чувства с помощью искусства».

Розенталь расценивает себя как «пионера в использовании различных материалов в искусстве». Перепробовав массу порой даже неподвластных квалификации материалов, мастер все более настойчиво применяет шершавую бронзу, рыхлый цемент, блестящее стекло. Именно с ними возникает утонченный диалог с глубоким философским смыслом. Поэтому ему в полной мере доступны проникновенные и уважительные размышления, принесшие международное признание его творчества.

- Вас посещают идеи во время тех пяти часов, что вы выделяете на сон?

Г.Розенталь: - Идеи приходят и во время завтрака, другими словами, падают как снег на голову, застают врасплох.


ДИАЛОГ РЕЛИГИИ И СКУЛЬПТУРЫ


Для разных церковных институций Европы Гарри Розенталь создал скульптурные группы. За остроумием его скульптур читаются мысли, отражающие внимание и уважение Гарри Розенталя, еврея по национальности, к христианским традициям. - Религия - один из важных элементов человеческой жизни, составными частями которой являются чувства, любовь, верность и надежда. В нашей семье еврейские каноны четко не соблюдались. Помню, подруга нашей семьи, католичка, выходила замуж за еврея. Так мне и отцу даже пришлось покупать к ее свадьбе кипу (традиционный еврейский головной убор. — Е.С.). описание упрека ненависти и любовью, рождение ребенка, дружба.

- Меняется ли с годами ваше отношение к вере?

Г.Розенталь: - Я был протестантом. С годами отношение к религии меняется.

- С папой Иоанном Павлом II вы не только встречались, но и своим творчеством оставили память для людей…

Г.Розенталь: - Получилось так, что итальянский поставщик колбасных изделий Ватикана хотел преподнести Римскому Папе посох из серебра с наконечником в виде креста. Через некоторое время этот человек, его жена и я поехали в Рим для вручения выполненного мною креста. Потом уже с этим посохом при первом или, точно не помню, втором посещении своей родины, Польши, папа Павел II выступал на площади, где собралось больше миллиона человек. Это уже история и те события оказали прямое воздействие на изменение геополитики Европы. Тот крест хранится в польской капелле Матери Божьей Ченстоховской, святой покровительницы Польши.

Розенталь после встречи с папой Павлом II, вдохновленный его личностью, создал три скульптуры. Первая находится в итальянском городе Дезио, вторая в Милане, а третья - на приусадебном участке мастера, тоже в Милане. Иоанн Павел II подготовил и провел «Великий юбилей 2000 года» как итог покаяния во всех грехах, совершенных христианами за две тысячи лет. Мастер же откликнулся на это беспрецедентное событие созданием скульптурной пасторали в серебре и стекле.

- Вы показали изваяние, сделанное под влиянием притчи о религии…

Г.Розенталь: - В Венеции не совсем серьезно, скорее в шутливом тоне, хотели узнать мнение Натаха Мудрого о том, какая религия лучше. Вопрос, конечно, очень опасный, так как ответ верующему неизбежно повлечет за собой определенную реакцию. У Натаха было чрезвычайно красивое кольцо, инкрустированное прекрасными драгоценными камнями. Время жизни Натаха подходило к неминуемому концу, и он обещал каждому из трех своих сыновей кольцо. Натах умирает, и в итоге каждый сын получает в наследство кольцо. Но только одно из них подлинное…

В своем отношении к сути жизни Гарри Розенталь отвергает политические амбиции и религиозные разночтения, его волнуют проблемы человека. Поэтому так привлекательна для Розенталя идея мирного диалога между тремя монотеистическими религиями.

Среди его многочисленных работ, принадлежащих церкви, - бронзовая модель для монумента «Диалог трех монотеистических религий».

Г.Розенталь: - Я учился в Париже вместе с Бутросом Бутрос-Гали (происходит из старинного коптского рода, в отличие от большинства египтян-мусульман, он – христианин. — Е.С.). Он познакомил меня с адвокатом Эли Эл Самам из Каира, который работал и жил часть времени в Египте, а часть в Париже. Помню, он был женат на женщине со светлыми волосами. Адвокат проповедовал диалог трех религий. Благодаря этому знакомству появилась идея создания скульптуры «Диалог трех религий» как мечта, пожелание о мире, в том числе среди народов в тех странах, где данные религии играют весомую роль в обществе.

Бутрос Бутрос-Гали в 1995 году, будучи Генеральным секретарем ООН, заказал Розенталю к пятой годовщине Организации Объединенных Наций 500 бронзовых медалей для глав государств во всем мире. Это была очень престижная и значимая для Розенталя работа.

- Как складываются отношения с новым папой Бенедиктом XVI?

Г.Розенталь: - У нас была короткая встреча на площади собора Святого Петра во время вручения ему посоха.

Первая энциклика папы Бенедикта XVI, которую с нетерпением ждали католики, появилась в январе 2006 года. К всеобщему удивлению, это было посвящение любви. Тему Эроса новый Папа использовал для проповеди христианской семейной морали.


СЕМЬЯ И ГЕНЫ


В гости к Гарри Розенталю я пришла с подарком - с последним каталогом своих моделей одежды. И совершенно неожиданно мой дружелюбный жест вызвал у Гарри, помимо восторга, волну ассоциаций и воспоминаний. Оказалось, что его мама была талантливейшим модельером - он показал мне эскизы элегантных моделей, развешанных по стенам узкого длинного коридора в особняке. «Раньше чувствовалось, что это мода…» - с ностальгией в голосе произнес Гарри.

Г.Розенталь: - Мама каждый год выбирала из своих эскизов-рисунков один, и мы отправляли его своим друзьям, партнерам, клиентам на Новый год. Позже получилось так, что и я стал отправлять на Новый год свои изваяния в миниатюре.

- А чем занимался ваш отец?

Г.Розенталь: - Мы жили в Вене. Отец был предпринимателем. Между прочим, он привез из России устройство под названием «примус». До Второй мировой войны мы были вынуждены покинуть Австрию и переехать во Францию. Там отец руководил предприятием по выпуску алюминия для электролитических конденсаторов. В пятидесятые годы он создал в Милане предприятие «БЕКРОМАЛ» (Берилий - Хром - Алюминий) по выпуску фольги для конденсаторов. В мире таких фирм были единицы. На протяжении многих лет шло сотрудничество с советскими, а потом российскими объединениями, поставляли свою продукцию, соответственно, в СССР и РФ.

Вообще, деды по линии отца и матери происходили из Трансильвании и из Гданьска. Фамилия Розенталь, что переводится как «долина роз», по всей видимости, была приобретена после указа австрийской эрцгерцогини Марии Терезии о присвоении евреям новых имен. Не всем давали звучные, встречались странные, смешные, но нам повезло.

- Есть ли любимое занятие, объединяющее сейчас вашу семью?

Г.Розенталь: - Мы всегда любили заниматься дрессажем. Вы видели лошадей в конюшне, и у них есть все, что необходимо. Дочка принимает участие в международных соревнованиях. В Португалии, недалеко от Лиссабона, у нас также есть хороший дом и несколько лошадей. Их в общей сложности около ста. Зимой и весной их число увеличивается, так как появляются жеребцы.

Время нашей встречи подошло к концу. На улице было очень тепло, но и здесь Гарри Розенталь оказался уникален, небрежно накинув шаль из белого меха, которая как-то удивительно кстати слегка касалась асфальта… А я подумала о том, что аристократическая манера носить необыденные вещи тоже у него в генах.

Автор выражает огромную благодарность Карло Фарина, другу Гарри Розенталя, за предоставленную возможность посещения великого скульптора и помощь в организации интервью.

Евгения СОЛОДОВНИКОВА,
член Международной федерации художников при ЮНЕСКО
Милан

(Международный журнал "VIP-Premier")


Гарри Розенталь, его друг - Карло Фарина и Евгения Солодовникова



ЕВГЕНИЯ СОЛОДОВНИКОВА
Статьи & Интервью
ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ
КАРТА САЙТА






Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz